Обратная связь

В теории систем есть принцип, который гласит, что система, имеющая обратную связь, способна к самокоррекции, становясь таким образом устойчивой. Ещё в университете нас учили, что существует два основных типа обратной связи: отрицательная и положительная.

Отрицательная, говорили нам, это такая обратная связь, которая приводит к тому, что система меняет своё поведение, адаптируется. Если новому работнику подсказывать, что тот делает не так, то он будет учиться быстрее. Если машину во время движения клонит вправо, к обочине, то поворот руля влево позволит избежать аварии. Если СМИ пишут о проблемах в стране, то государственная машина начинает реагировать на них и решать их. В целом, критика работы любой адаптивной системы обычно приводит к тому, что она начинает корректировать своё поведение.

Что же касается положительной обратной связи, теория систем говорит, что она не обладает такой силой, она только позволяет утвердить систему в правильности выбранного направления. Так, если мы будем постоянно хвалить нового работника, вне зависимости от того, что тот творит, то он будет считать, что всё делает правильно и никак развиваться не будет. Если при попадании на кочку руль машины повело направо, а мы повернули туда ещё сильнее, то это, скорее всего, приведёт к аварии. Если СМИ будет только хвалить правительство, то оно потеряет связь с реальностью. В целом, наличие только положительной обратной связи приводит к тому, что система теряет стабильность и приходит в негодность. Один из ярких примеров такой ситуации — это распространение паники в толпе. Если люди начинают реагировать на панику паникой, то это приводит к хаосу и неконтролируемым последствиям.

С этой точки зрения негативная обратная связь критически необходима для поддержания качественной работы практически любой системы, а положительная имеет второстепенную важность. По крайней мере, так нас учили в университете. В целом, я согласен с этой идеей, и именно поэтому я склонен относиться как к себе, так и к окружающим меня системам критически. Проблема в том, что не все это понимают, и иногда к моей критике относятся как к брюзжанию вечно недовольного человека: и то меня не устраивает, и это не так, и вообще предатель родины…

Но надо, конечно, заметить, что одной отрицательной обратной связью ограничиваться нельзя. Положительная нужна тоже. Она позволяет стабилизировать движение системы в правильном направлении. Если её не предоставлять, а концентрироваться только на негативе, то система может пойти в разнос. Поэтому новому работнику нужно говорить, что он сделал не так, но при этом ещё и хвалить, когда тот делает всё правильно. И, если машина едет ровно, то нет смысла рвать руль влево или вправо. А СМИ должны критиковать работу государства, но при этом им так же стоит отмечать то, что делается правильно.

Однако, в последнее время у меня такое ощущение, что этот механизм обратной связи сломан во многих сферах нашей жизни.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *