Прогнозирование — благодарное дело

В связи с неожиданным наступлением нового 2020 года, я частенько вижу и слышу фразу о том, что «прогнозирование — это неблагодарное дело». Люди пытаются дать прогнозы на 2020 год, но при этому подразумевают, что мы не можем с точностью, сказать, что нас ждёт, поэтому любой прогноз ошибочен. Хотя в этой фразе имеется разумное зерно, меня от неё коробит, потому что обычно её произносят люди, которые не имеют понятия о том, что же такое прогнозирование на самом деле.

По одному из определений, прогнозирование — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем. Это определение очень общее и охватывает фактически все возможные методы прогнозирования, начиная от базовых статистических и заканчивая сложными экспертными и каким-нибудь безумным машинным обучением. При этом, когда любой человек даёт прогноз, он фактически имеет дело с неопределённостью в будущем и пытается так или иначе выхватить и продолжить наметившиеся существующие тенденции. Мы прекрасно понимаем, что будущее не предопределено, и мир, в котором мы живём, базируется на случайностях. Поэтому, когда мы говорим о том, что температура воздуха завтра будет 4 градуса по Цельсию, мы не утверждаем, что так оно действительно будет, но говорим о некоторой тенденции, об ожидаемом уровне. В статистике этот уровень соответствует условной средней, которая сама по себе даёт не так много полезной информации (то есть в среднем в этот день, при конкретном стечении обстоятельств уровень температуры должен соответствовать 4м градусам). Однако, давая прогноз, мы обычно подразумеваем, что истинная температура в тот день будет находится в некоторых пределах. Именно поэтому вы иногда можете увидеть прогнозы погоды в форме «температура воздуха — 3-5 градусов тепла». Такие прогнозные интервалы дают больше информации, потому что очерчивают границы, в которых с некоторой степенью определённости (обычно 95%) будет находиться истина.

Но вернёмся к покоробившей меня фразе. Проблема в том, что одни люди не до конца понимают, что именно они делают, когда дают прогнозы, а другие не понимают, о чём им рассказывают. Прогнозирование становится неблагодарным делом, когда вы пытаетесь предсказать со 100% точностью, что именно произойдёт. Это невозможно сделать, не обладая какой-то инсайдерской информацией. Адекватный прогнозист говорит о тенденциях и об ожиданиях (иногда математических, условных), а не о конкретных событиях. Поэтому, когда кто-то прогнозирует, что в следующем году в России отключат Интернет, то это не означает, что так оно действительно произойдёт, а только указывает на те тенденции, которые наметились на данный момент.

Ну, и для того, чтобы прогнозирование не было неблагодарным делом, надо не забывать, для кого именно и для каких целей оно делается. Это может быть просто праздное любопытство или решение того, что именно надеть при выходе на улицу, это может быть прогноз для определения страховых запасов продукции в магазине или количества обслуживающего персонала, а может быть и прогнозирования для принятия стратегических решений в организации. В каждом из этих случаев методы, сроки, конкретные показатели могут быть совершенно разными. Но при правильном их выборе прогнозирование может помочь в уменьшении неопределённости при принятии конкретных решений. В этом случае оно становится вполне себе благодарным делом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *